8(3952) 72-97-47
8(908) 640-97-47
с 10-00 до 18-00 (Иркутск)
ПАПА: формирование личности ребенка и взрослая жизнь

ПАПА: формирование личности ребенка и взрослая жизнь

ПАПА: формирование личности ребенка и взрослая жизнь
       Очень важно  понимание, что "папа - это мироустройство. Папа - это Бог, это СИЛА". Нет папы - не на что опереться. Ребенок маленький, а сверху - никого. Какие ощущения? Тревога, неуверенность. Отсюда что? Не тянет большие задачи. Нет опоры. Ни на себя, ни на мир. Папа - это обратная связь, критика, воля, ВНУТРЕННИЙ СТЕРЖЕНЬ,ЧЕТКОСТЬ, ПРЕДСКАЗУЕМОСТЬ, ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ. И ребенку нужна именно эта четкость и предсказуемость.

Если фигура отца рыхлая, ненадежная, то получится как здесь: статья про детей алкоголиков, где многие "нашли себя" хотя родитель не пил. Но был ненадежным, нестабильным и непонятным. Или при фактическом наличии - отсутствовал. ⠀
    •  Блокировка положительных эмоций, привычка брать ответственность/вину на себя. В силу того, что родительские реакции были непредсказуемы и часто агрессивны\неадекватны\травмирующие. Как следствие - трудность выражать любые эмоции во вне.
    •  Избегание (уход) от конфликтных ситуаций.
    •  Низкая самооценка, постоянная потребность в одобрении от окружающих.
    •  Постоянная нехватка любви и одобрения = стремление к перфекционизму, нарциссизм.
    •  Взрослые дети алкоголиков переживают свою НЕзначимость и НЕценность.
    •  Часто не умеет радоваться мелочам, вообще, ему чужда "детская" позиция. т.к. с детства он во взрослой роли и порядок, систему организует сам. Учится быть взрослым и самостоятельным совсем не во взрослом возрасте.
    •  Повышенная тревожность при потере контроля над внешними обстоятельствами (кризисы, болезни ребенка, кто - то оскорбил мужа и т.д.).
    •  Не умеют просить\обращаться за помощью и т.д.

Были проведены исследования того, как дети поступают при отсутствии отца фактическом. Они придумывают эту фигуру и наделяют ее всеми теми свойствами, которые хотели чтобы были: смелость, отвага, защита. Это не хорошо, не плохо, так работает детская психика, им это НЕОБХОДИМО. Поэтому ужаса в отсутсвии оного никакого нет, здесь есть много работы. При этом безусловно здорово, чудесно и прекрасно когда отец есть. Надежный, стабильный и так далее.

Так вот ПАПА - это образ. Это не всегда именно отец в биологическом смысле слова. Роль стержня, опоры и всего, что я описала может взять на себя и мама, и дедушка, и дядя, и отчим. Главное чтобы эта опора, надежность, стабильность, предсказуемость, сила, вера, стержень в принципе БЫЛ. И был именно таким, потому что при наличии биологически понимаемого отца в варианте "сохранить семью ради детей", когда фигура ненадежная, не включенная, я не говорю об агрессии или насилии. Тогда толку ноль, а деструктива много.

Для тех, кто в разводе \ одинок:
Сильно хуже, когда отец отрицается матерью, унижается и так далее. Это как унизить все те качества в ребенке, которые были в начале перечислены. Вы провоцируете на запрет хорошего отношения к мужчине, и всему мужскому. Ребенок никогда не ослушается мать. Даже пытаясь потом по жизни скомпенсировать это мужской средой, мужскими увлечениями, мужским поведением (отыгрывание) и так далее. Если биологического отца нет, важно то отношение, которое мать транслирует к нему. Если удалось принять отца таким какой он есть, деть почувствует, что папа, мужчина - это хорошо, это важно, это можно. Если обида огромная - работайте со своей обидной, не надо ее холить лелеять и беречь, как зеницу ока.

Помните важное:
  • Дети любят своих родителей одинаково. ВНЕ ЗАВИСИМОСТИ ОТ ТОГО, ЧТО ОНИ ДЕМОНСТРИРУЮТ ВО ВНЕ. И воспринимают родителя как часть себя самого.
  • Изначально отношение к отцу формирует мать. Ребенок считывает это отношение. Если нет любви и доверия. Человек тоже внутренне не будет доверять, рассчитывать, опираться.
  • Если отец "признается", то мальчик начинает активно ему подражать, развивая и взращивая в себе те самые качества. У девочек в районе 4х-лет начинается осознавание различия женского и мужского. Так называемая половая принадлежность. Происходит инициация мужского: целеустремленность, трудолюбие, ответственность, логика. И что она станет как мама и любовь у нее будет как к папе. Стабильная, надежная, искренняя и крепкая.
  • Отец это про границы и грани дозволенного. Возможного и должного поведения. Это честь и достоинство. Эти черты типично мужские, не значит что в женщине нет, так же как в мужчине есть например хозяйственность, чувственность, чувствительность. Для личности сильно важно и то и то.
  • Для мальчика - это его самоидентификация. Его отец - это он сам.
  • Принятие мужского происходит, примерно, после трех, так как до этого у нас все же не мальчик\девочка, а "пупсик" в симбиозе - ей нужна мама и грудное молоко. Это биология. Это онтогенез.

И еще одно важное: ребенок растет гармонично, когда находится вне зоны конфликтов между родителями.


Возврат к списку